Фрейлина Её Величества Императрицы
В последнее время я немного прошлась по знаменитым мореплавателям и завоевателям эпохи Великих Географических Открытий. В детстве и подростковом возрасте, когда положено читать такие книги, у меня с конкистадорами как-то не сложилось. А сейчас я прямо пронзилась! Особенно интересно было читать про Магеллана, Кортеса и Генри будь-он-неладен Моргана.

«Подвиг Магеллана» Стефана Цвейга. Я вообще как только открыла для себя Цвейга, так сразу нежно его полюбила. Он с такой заинтересованностью пишет об исторических персонажах, что его книги, хоть и не являются художественными произведениями, читаются именно как увлекательные романы. Магеллан подан Цвейгом как личность угрюмая, необщительная (так и читалось: высокоактивный социопат!) , но при этом очень волевая и решительная. Интересна его история – оказывается, он был тот ещё диссидент. Сначала он добивался денег на экспедицию у своего португальского короля, но португальский король оказался ничего не понимающим в путешествиях муд.ком и послал Магеллана (между прочим, уже завоевавшего для него острова в Индии) куда подальше. А в то время как раз папа Римский своим волевым решением ex cathedra просто взял и разделил весь Новый свет между Испанией и Португалией по меридиану, чтобы они не ссорились. И, естественно, нет ничего удивительного в том, что Испания и Португалия на этой почве мигом скатились в то, что мы сегодня бы назвали холодной войной. Поэтому измена Магеллана своей португальской родине и его побег в Испанию был равносилен побегу каких-нибудь важных ученых, посвященных в военные секреты, из России в Америку. Собственно, секрет Магеллана заключался в том, что он примерно представлял, где искать пролив между Атлантическим и Тихим океанами. В Испании Магеллана хоть и не сильно пригрели, а отнеслись с должным презрением и недоверием, однако деньги на экспедицию (под флагом Испании, вестимо) выделили. И в ходе этой экспедиции как раз и был открыт Магелланов пролив, означавший возможность западного пути на острова пряностей и фактически доказывающий шарообразность Земли. А когда Магеллан погиб в схватке с туземным населением одного из островов, испанцы даже не подумали выкупить его тело у туземцев - так они ненавидели этого португальского перебежчика, которого король уполномочил руководить всей экспедицией. Это ещё раз доказывает, что предателей не любят нигде. Ими пользуются (если им есть, что предложить), но в случае чего их просто оставят гнить на индейском острове.

«Кортес» Михаила Ишкова. Написано немного сумбурно, читается тяжело. Огромное количество непроизносимых индейских имен и названий, да ещё и в разных вариациях, типа Вицлипуцли – Уицлипочтли, Монтесума – Монтекухсома, Марина – Маличне и т.д. Повествование скачет: то у нас старый Кортес надиктовывает свои воспоминания, то нам от первого лица показывают его молодые годы, то вообще за перо берётся кто-то третий. Такое ощущение, что роман писали как в "Простоквашино" : сначала Дядя Федор, потом Матроскин, а потом ещё Шарик. Но мне всё равно понравилось. Книга была написана в начале 90-х годов в России – вроде далёкая, но и в чем-то актуальная для того времени тема: завоевание Кортесом Мексики, «развод» им индейцев и предательство ацтеков всеми их вассалами. Пробирает последний монолог отчаянного ацтекского полководца, который уговаривает воинов сражаться, когда все остальные индейцы их уже предали и перешли на сторону Кортеса, мотивируя их тем, что Кортес, конечно, пощадит в случае сдачи племя ацтеков, но лишь затем, чтобы брать с них налоги, размер которых будут устанавливать испанцы. Согласно роману, Кортес сначала действительно хотел пощадить ацтеков, но, когда ему донесли об этой речи, он чуть ли не впервые пришёл в ярость из-за того, что какой-то индеец пытается лезть в «европейскую политику», и приказал просто все остатки ацтекских войск уничтожить. То есть, как только индейцы осознали всю сущность пришедших якобы с предложением покровительства и дружбы испанцев, их судьба была решена. Не говоря уж о том, что до этого Кортес умело играл на противоречиях между индейцами - там ацтеки создали свою империю, подмяли под себя слаборазвитые племена, и сепаратистские настроения среди самих индейцев были легко подогреты.

«Золотая Чаша» Джона Стейнбека. Это был шок. Вроде бы Стейнбек считается классиком и одним из лучших американских писателей, он даже изучается в американских школах. Я просто не знала, что Стейнбек был придворным жополизом биографом семьи банкиров и промышленников Морганов. То, с каким надрывом и пафосом он пишет о главном «подвиге» основателя фамилии Генри Моргана – мерзком и гнусном разграблении Панамы, просто отвратительно. Ещё и какую-то Красную Святую приписал, за которой якобы охотился Генри Морган…

Фу. Романтизировать пирата и разбойника, причем явно по заказу – тысячу раз «фу». Напоминает украинские СМИ, которые превозносят любых ублюдков и мразей по первому требованию, если им хорошо заплатят. «Золотая чаша» стала первой книгой Стейнбека, и – о чудо – принесла никому не известному писателю мировую известность! Конечно, ведь Морганы к моменту жизни Стейнбека были уже солидной банкирской семьей, а потому имели все возможности обелить и даже романтизировать собственное прошлое через псевдоисторическую популярную литературу. И мерзкий никчемный пиратишка, разграбивший испанскую Панаму, а потом, вследствие терок между Испанией и Англией, вместо повешения за это деяние получивший от английского короля рыцарский титул и губернаторство на Ямайке, плавно превращается в мечтательного юношу, оставившего отчий дом и возлюбленную, а затем – в мужчину, отработавшего несколько лет рабской кабалы, подавшегося в благородные флибустьеры, и в конце концов решившего заполучить самую легендарную и сказочную женщину Панамы – Санту Роху, ту самую Красную святую.

«Золотая чаша» Стейнбека – яркий пример того, как богатеи США и Англии ещё в начале XX века нанимали не только журнашлюшек, но и весьма неплохих писателей с пониженной социальной ответственностью для тонких настроек общественного мнения о себе и своих семьях. И, кстати, не только лишь для этого :laugh: Стейнбек два раза бывал в СССР, и по итогам второй поездки в 1947 году был издан «Русский дневник». Я этот дневник ещё не читала, но уже могу примерно предсказать, что там написано.

@темы: Ах, не говорите мне про Австрию!, Занимательныя наблюдения, Литература