Начну с того, что своих гостей Туманный Альбион встречает очень радушно и приветливо. Гораздо приветливей, чем Париж, например. Во-первых, несмотря на то, что на форумах людей пугают вопросами на границе, в день нашего приезда их почти никому не задавали. И меня, и мою подругу, и большинство прилетевших нашим рейсом попросили только предъявить паспорт с визой и зачем-то повторно сдать отпечатки пальцев – возможно, для проверки совпадения с полученными ранее биометрическими данными. А потом просто поставили штамп прямо на визе и сказали «Welcome!» Во-вторых, стоило нам замереть на улице с картой в руках и выражением лица «боже-где-мы-и-почему-на-этих-домах-нет-номеров», как из соседнего магазина выскочил продавец (что примечательно, явно не похожий на коренного лондонца в третьем поколении) и живо поинтересовался, чем он может нам помочь. Вообще, жителей Лондона можно поголовно охарактеризовать словом «helpful», у которого в русском языке даже и аналога-то нет. Стандартным приветствием здесь является Hello, may I help you? (в магазине) или Hello, you’ve got lost? (на улице или в метро), причем такая готовность помочь вовсе не кажется навязчивой, даже в магазинах, и никогда не возникает ощущения, что тебе очень-очень стараются втюхать то, что тебе совсем не нужно.
Далее Далее, помимо внимательности к окружающим и готовности помочь мое внимание привлекла также пресловутая невозмутимость лондонцев. Наверное, даже если бы я принялась танцевать стриптиз прямо в вагоне метро, никто бы и глазом не моргнул, и люди продолжали бы ехать так, как будто ничего особенного не происходит. Наверное, отчасти это от пресыщенности жителей британской столицы и их привычности ко всевозможным зрелищам и провокациям, но по большей части здесь причиной замкнутый характер англичан и их уважение к чужому пространству. Проявление любопытства здесь явно считается дурным тоном, поэтому мне приходилось себя одергивать, чтобы не пялиться на окружающих меня людей.
Ещё одно наблюдение. Следующим вопросом после предложения помощи здесь, как правило, является «Where are you from?» Уж не знаю почему, но всех британцев крайне интересует, из какой такой страны мы к ним понаехали. Когда на этот вопрос мы гордо отвечали «From Russia!», то в ответ мы получали либо бурю восторга, либо… чистейшую русскую речь. Как ни странно, на улицах и в магазинах Лондона необычайно много русскоговорящих людей – продавцов, дорожных работников и просто прохожих, подозрительно напоминающих местный офисный планктон. Если же наш собеседник по-русски не разговаривал, мы скромно говорили, что «our English is not very good», на что у британцев была припасена стандартная вежливая фраза «your English is much better than my Russian».
Изучив сам город, могу сказать, что вся его инфраструктура, включая автомобильные дороги, метро, автобусы, расположение достопримечательностей, велосипедных дорожек и парков, гораздо более user-friendly, чем в том же Париже, и уж тем более чем в Брюсселе. Метро в Лондоне запутанное, но если соблюдать бдительность, то вполне можно кататься без ошибок. При этом исторический центр Лондона поместится, наверное, в московское Бульварное кольцо. Двадцатиминутная прогулка по нему уже считается утомительной, и если она необходима, то проще спуститься в метро и потом подняться из него обратно, чем преодолеть данное расстояние "по суше".
Что касается национального многообразия Лондона, то я должна отметить, что, несмотря на его общую пестроту, людей европейского вида здесь все-таки гораздо больше, чем в Париже. Правда, все же есть не очень престижные пригороды, где ситуация меняется, но в них ещё нужно заехать, что рядовому туристу не так легко сделать, так как все достопримечательности сосредоточены в центре Лондона, и надобности покидать его у туристов, как правило, не возникает. Зато, если уж судьба занесла в один из таких пригородов, очень любопытно потом возвращаться из него на метро обратно в центр. Садиться в поезд вы будете, скорее всего, с веселыми личностями в паранджах, сопровождаемых людьми в чалмах и с бородами. А также с личностями не очень привычного нам оттенка кожи. Первые несколько станцией ехать будет немного неуютно, но спасет вас то, что Лондон поделен на зоны, концентрическими кругами опоясывающие центр. Соответственно, стоимость вашей поездки будет зависеть от количества пересеченных зон. Как правило, центр – это зоны 1 и 2, а начиная с зоны 3 начинаются малопривлекательные окраины. Так вот, если ехать из такого пригорода, то весь «цвет нации», которому в центр, в общем-то, ехать незачем, выйдет как раз при подъезде ко 2-ой зоне, а вместо них зайдут, уставившись в газеты и пережевывая сендвичи, банковские клерки, ехать вместе с которыми намного приятней и спокойней. Они и «sorry» скажут, даже если это вы им наступили на ногу, и таращиться на вас не будут, да и разговаривать будут на отличном английском. Место, правда, не уступят, так как в Лондоне это не принято, хотя некоторые места помечены как priority seats, которые следует уступать тем, кому тяжелее стоять, чем вам.
Вообще, центральный Лондон очень красив и на удивление малоэтажен. Несмотря на крайнюю нехватку свободного места (взять хотя бы гостиничные номера размером со стенной шкаф), жилых высоток здесь нет и, видимо, никогда не будет. Зато несколько небоскребов в Сити, кажется, вобрали в себя весь лондонский бизнес, так как я не видела здесь отдельно стоящих штаб-квартир вроде здания Лукойла на Чистых прудах в Москве. Кроме того, проживание в квартире для среднего лондонца неприемлемо (если только это не роскошные апартаменты в каком-нибудь пентхуасе), поэтому все окраины Лондона представляют собой целые улицы одно- двухэтажных домиков, у каждого из которых есть свой собственный подъезд, гараж и палисадник площадью два квадратных метра. То есть, в отдельных домах здесь живут люди, а офисы, больницы, школы, магазины и другие организации ютятся по небоскребам. А если не ютятся, то, по крайней мере, обязательно делят здание с кем-нибудь ещё. Ситуация прямо противоположная тому, что мы наблюдаем в Москве…
Наконец, Лондон можно смело назвать городом, который никогда не спит. Конечно, круглосуточных магазинов здесь гораздо меньше, чем в Москве, но зато здесь без перерыва на ночь работают коммунальные службы, что, на мой взгляд, куда более важно. Например, если вам в 4 утра приспичит поехать в Хитроу, вы легко сможете это сделать на обычном городском рейсовом автобусе и по обычному тарифу, который действует днем. С аэропортом Стенстед, правда, этот номер не пройдет, по причине его удаленности от Лондона, но и ночных рейсов из этого аэропорта не делается, а в часы его работы к вашим услугам фирменный автобус или кэб.