Для начала – несколько слов по организацию экспозиции. Её создатели явно знали, что делали! Тут нет пыльных предметов за грязными стёклами, никакая бабулька-экскурсовод не будет вам нудеть про «детство», «юность» и «зрелость» героя выставки. На самом деле, здесь даже почти нет экспонатов в классическом понимании этого слова. Экспонаты заменяются медиа-экранами, развешанными по всем залам цитатами и антуражными декорациями. Задача этой экспозиции – не столько сообщить вам факты и показать вам артефакты, сколько поразить вас, завладеть вашим вниманием, вовлечь вас в информационный водоворот, чтобы на выходе у вас остались нужные музею впечатления. По своей организации экспозиция очень напоминает московские выставки про Рюриковичей и Романовых, а также про атомный проект СССР. При этом в Ельцин-центре создатели не гнушаются ничем, даже элементами нейро-лингвистического программирования, о чем я расскажу ниже. Именно поэтому, как мне кажется, посещение музея вызвало у меня такие яркие эмоции. Мозг начинает яростно сопротивляться обработке пропагандой и не выдерживает!
Теперь подробнее об экспозиции.
В самом начале вам показывают ролик о том, как Россия на протяжении всей своей истории пыталась влиться в семью цивилизованных народов, но ничего у неё, несчастной, не получалось. Сперва я хотела долго этот ролик пересказывать, но добрые люди всё засняли и выложили в интернет, даже в нескольких копиях. Так что вот вам первоисточник. Судите сами, на какое восприятие российской истории вас настраивают в Ельцин-центре.
читать дальшеРолик сделан исключительно для того, чтобы подвести нас к Ельцину, как к человеку, стоящему в одном ряду с Адашевым, Сперанским, Александром II и Столыпиным. Любопытно отметить, какие лидеры России в этом ряду отсутствуют: Иван Грозный, Николай I, Александр III. Из советских лидеров там вообще только Хрущёв с Горбачёвым, одному из которых Сталин писал на расстрельных списках «Уймись, дурак!», а второй и вовсе развалил всю страну. И венчает весь этот ряд, конечно, Ельцин, у которого чуть ли не единственного за всю историю России получилось вывести страну на путь Свободы и Демократии…
После того, как всю историю вашей страны и вас самих хорошенько макнули таким вот вступительным мультиком в дерьмо, вы должны пройти ещё один круг ада, почти что в прямом смысле этого слова. Музей проводит посетителя через темный коридор кровавого советского прошлого, уже в самом прямом смысле этого слова. В коридоре почти темно, свет приглушён, стены чёрные, завешены преимущественно чёрно-белыми фотографиями. Со всех сторон на вас набрасываются громкие резкие звуки, больше похожие на стоны невинных заключённых ГУЛАГа… Просто какой-то лабиринт страха… Не хватает только пауков, скелетов и шипящих змей, выскакивающих на вас со всех сторон. Посетителя практически вводят в состояние паники и желания сбежать отсюда поскорее. Выглядит это примерно вот так:
Но вот темное средневековье, простите, советское время, закончилось, и теперь мы вновь поднимаемся словно из ада по лестнице (!) к главной части экспозиции "7дней, которые изменили Россию".
Здесь (заметьте: в просторном светлом помещении со спокойной приятной музыкой) нас встречает бронзовый Ельцин, одиноко сидящий на длинной полукруглой лавочке. С ним фотографируются посетители. Перед ним - мультимедийный экран, на котором сменяют друг друга фотографии из жизни. Больше всего мне почему-то запомнилось фото, где он обнимает каких-то детей (скорее всего, своих внуков), а на этих детках - футболки с надписью "California". Я вот не могу себе представить, чтобы внуки президента США носили футболки с надписью "Сочи", например. Но это мой личный заскок, так что ладно. Заканчивая общий рассказ о музее: Ельцин сидит как бы в центре, а вокруг него семь коридоров, посвящённых тем самым семи дням, которые "изменили Россию" плюс ещё один Зал Свободы. Обо всём этом я расскажу далее.
TBC