Во время нашего пребывания в Лондоне нам удалось побывать на трех спектаклях в трех разных театрах. Поскольку всемирную славу Лондону принес именно музыкальный театр, то сходить мы решили на мюзиклы. Я очень хотела осмотреть «Jesus Christ Superstar» и «Cats», но они на лондонских сценах уже не идут, так что остается либо ждать нового «пришествия» этих бессмертных творений Ллойда-Уэббера, либо ехать на Бродвей в Нью-Йорк, где их, кажется, ещё можно застать. Кроме того, в Лондоне ещё можно было попасть на Mamma Mia и Chicago, но их мы тоже решили пока оставить до следующего раза. Итак, из того что нам удалось увидеть…
The Phantom of the OperaThe Phantom of the Opera. За 25 лет спектакль был выверен до мелочей. Каждое движение актеров продумано и отработано. Каждая декорация стоит на своем месте. Работу мастеров по свету вовсе не замечаешь, так как создается впечатление, что все подсвечивается, высвечивается и затемняется естественным образом. Смотрится спектакль легко, и, опять же, стоящая за ним кропотливая работа совершенно не видна, что, на мой взгляд, является признаком высокого мастерства всех занимающихся этой постановкой лиц. С другой стороны, такая отточенность напрочь убивает индивидуальность играющих там актёров. Поставь других людей вместо Кристины и Призрака – ничего в спектакле не изменится, они будут так же выводить нужные ноты, так же двигаться по сцене и в ту же самую сторону поворачивать голову, когда это необходимо. Даже требования к вокалу, скорее всего, строго определенные, и в такую постановку вряд ли возьмут человека с лучшим вокалом, чем необходимо. Просто продюсеры посчитают это излишней тратой, ведь лучший певец обойдется им дороже. Но и человека с явно худшим вокалом, чем требуется, сюда тоже не возьмут, так как надо держать марку. Вот и получается, что на каждую роль здесь ищут не звезду, не шикарного вокалиста, а именно подходящего по всем параметрам человека. Это и порождает идентичность всех спектаклей и приводит к их почти что автоматизации за ту четверть века, что они идут на сцене театра Её Величества . Но сюда определенно стоит сходить хотя бы один раз, чтобы увидеть, как это должно выглядеть и, конечно же, послушать замечательную музыку и замечательные голоса актеров, идеально подходящие к персонажам этой довольно глупой, но все же безумно романтичной истории.The Lion King The Lion King. Это спектакль гораздо более молодой, чем «Призрак», и явно ещё в процессе «обкатки» на сцене театра Lyceum. Вот здесь актеры не боятся импровизировать и вообще чувствуют себя куда более свободно. Не побоялся экспериментов и режиссер, предложив весьма оригинальное решение с костюмами и декорациями. Актеры не просто раскрашены под животных, они выступают в роли кукловодов, управляя надетыми прямо на них макетами диснеевских героев, и у каждого персонажа получается как бы по два лица. Надо сказать, что не со всеми персонажами это получилось действительно красиво, но вот львы (и особенно львица Нала в её «взрослом» воплощении) двигаются настолько пластично, что смотреть на это - одно удовольствие. Львят Симбу и Налу играют потрясные негритянские детишки. Поют здесь похуже, чем в «Призраке», но за счет красочных декораций, интересных костюмов и веселой, знакомой с детства истории вокал как-то отходит на второй план. Позитивом мюзикл заряжает очень хорошо, после него хочется идти и повторять «Hakuna Mattata – what a wonderful phrase!», ибо Тимон и Пумба, а также Старый Павиан, которого в мюзикле почему-то играет голосистая негритянка, жгут на протяжении всего спектакля нереально!
Несмотря на то, что спектакль, в общем-то, детский, особенно большого количества детей я не заметила. Возможно, потому, что это был вечерний спектакль в будний день, а с детьми, наверное, ходят в театры в выходные по утрам. В целом, для похода с детьми это отличный мюзикл, да и взрослым будет приятно посмотреть на красивую пластику и услышать знакомые с детства песенки. Сходить сюда нужно, если дети хотя бы немного понимают английский и смотрели оригинальный мультфильм. Больше одного раза на такой спектакль, правда, вряд ли потребуется, но и пропускать его не стоит, так как в России ему, по причине дороговизны, вряд ли быть в ближайшее время. Les MisérablesLes Misérables вот уже более четверти века не сходят со сцены Queen's theatre и теперь громко вопят о себе как о самом «долгоиграющем» мюзикле в мире. На них я пошла в гордом одиночестве и с удивлением заметила, что на этот спектакль здесь принято водить девушку на свидание, так как зал состоял в основном из аборигенов (а не из туристов, как на двух предыдущих мюзиклах), кучкующихся парочками представителей противоположных (а иногда и одинаковых) полов. Наверное, поэтому зал в мой вечер был каким-то… не совсем адекватным. Ходит, значит, Гаврош по мостовой, собирает пули у убитых солдат, чтобы передать их студентам на баррикаде, напевает детскую песенку. Тут в него стреляют. Раненный, он швыряет мешочек с пулями студентам, продолжая напевать песенку. Тут в него стреляют ещё раз, и песня замолкает на полуслове. Гаврош падает замертво. Как на это реагирует зал? Сначала делает восхищенное «ООООООО!», а потом начинает… ржать. Как так можно? У них на глазах, можно сказать, ребенка убили, а они - ржут. Но это ещё не все. Рядом со мной сидели две англичанки, на лицах которых было написано абсолютное непонимание того, что происходит на сцене. Понятно, что Гюго они не читали, но, блин, мюзикл поется на вашем родном языке, как можно сидеть на нем с такими лицами, как будто поют по-китайски? Хорошо хоть два парня по другую сторону от меня реагировали на все это более живо. Вообще, надо сказать, что публика здесь очень холодная. История, конечно не располагает к смеху и веселью, но артистов принимают здесь очень сдержанно, что мне странно. У нас бы после такого спектакля их не отпускали полчаса как минимум и ещё бы требовали спеть на бис. И цветами бы завалили. А здесь – ни одного цветочка. Не традиция потому что.
По самому спектаклю. Ну, «Отверженные» такие «Отверженные»! Грандиозно, великолепно, даже я бы сказала эпично! Мне наконец стало понятно, откуда у «Норд-Оста» ноги растут. Цветочки от меня получили бы Мариус и Фантина, а ещё обязательно маленькая Козетта, у которой просто ангельский голосок. «Большая» Козетта тоже ничего, но Эпонина гораздо лучше. Со своей «On my own» она, по-моему, была единственной, кто вызвал прямо-таки бурные овации зала. Вообще, я как-то раньше все больше интересовалась охотой Жавера за Вальжаном, а теперь вдруг прониклась этим нехитрым любовным треугольником Козетта-Мариус-Эпонина… Ну, а на студентов, в особенности Мариуса и Анжольраса я вообще облизывалась весь спектакль не переставая! Такие мальчики! И так замечательно поют! Вообще, Анжольрас моя любовь ещё с Tenth Anniversary Concert 1995 года, но и теперешний актер просто замечателен. Когда баррикада после обстрела разворачивается «к залу передом» и нам показывают его мертвого под красным знаменем, хочется плакать! Даже Фантина, мечты которой убила тяжелая жизнь, даже Гаврош, который был просто малышом, такого комка в горле не вызывают. А вот плохо становится от того, что для благоденствия сегодняшнего общества ещё двести лет назад таким вот юным студентам приходилось платить своими жизнями, чтобы хоть как-то расшевелить привыкший к своей скотской жизни народ. Очень актуально для современной России, между прочим. До баррикад, конечно, дело ещё не дошло у нас, но история повторяется с пугающей точностью. Люди по-прежнему тихонечко, между собой, вопрошают «When's it gonna end? When we gonna live?», а как дело доходит до реальных свершений, так расстреливающие баррикаду вооруженные силы ехидно констатируют, обращаясь к студентам: «No one is coming to help you to fight… The people of Paris sleep in their beds». Неудивительно, что при такой актуальности и популярности было решено выпустить фильм-мюзикл с Хью Джекменом в роли Вальжана, Энн Хэтэуэй в роли Фантины и Расселом Кроу в роли Жавера. Хотя певческие данные этих актеров вызывают большие сомнения, «Les Mis» - это спектакль, который, несмотря на сложные вокальные партии, можно отыграть на эмоциях, в отличие от того же «Призрака». В общем, посмотрим, что это будет за фильм, в России он выходит, кажется, 7 февраля 2013 года.Лондонский театр – это странная смесь традиции и современности. Театры, в которых идут мюзиклы у них очень старые и расположены в исторических зданиях. В фойе почти всегда красный бархат, приглушенный свет, как в пабе, и бар, в котором наливают только вино и крепкий алкоголь. В зрительных залах бархатная обивка кресел и всегда красивая хрустальная люстра. Вместе с этим в этих же театрах располагается сувенирный магазин (почти каждый мюзикл продаёт не только программки, но и красивые сувенирные брошюры, а также футболки, кружки, ручки и прочую дребедень), а в антракте по залу проходят девушки с лотками и предлагают прохладительные напитки и легкие закуски, прямо как на футбольном стадионе. Кроме того, мы были очень удивлены, что в театрах Лондона гардеробы отсутствуют как класс. Точнее, cloakroom-то у них есть, но вот только раздевают там за 1 фунт, и поэтому основной народ проходит в зал с куртками и плащами наперевес. Бинокли у них встроены в спинку впереди стоящего кресла, и за 1 фунт можно ими воспользоваться. Впрочем, все эти старые лондонские театры настолько маленькие, что даже сидя в последних рядах партера можно спокойно различать лица артистов, поэтому лично у меня надобность в бинокле не возникла ни разу. Также хочу заметить, что партер у них называется stalls, и над ним всегда нависает балкон, что сильно сужает обзор. Так что билеты стоит брать либо на балкон, либо в первые ряды партера, где не надо будет высовывать голову из-под балкона, чтобы увидеть то, что происходит на сцене под потолком. Кроме того, как и в Москве, билеты в кассе самого театра продаются без наценок, а в день спектакля – часто вообще со скидкой 50%, а посредники, коих в Лондоне тьма тьмущая, берут за свои услуги комиссию. Поэтому лучше брать билеты в самом театре. А вообще, Лондон – очень театральный город. Афиши спектаклей (в основном, конечно, мюзиклов) развешаны повсюду в центре, и не натолкнуться на упоминание «Призрака», «Mamma Mia», «Книги Мормонов» или чего-нибудь ещё просто невозможно. Встречаются также афиши драматических спектаклей. Есть легендарные спектакли – например, «Мышеловка» по Агате Кристи, которая идёт уже 60 лет, есть авангардные постановки вроде «Много шума из ничего». Словом, театральная жизнь Лондона, в отличие от Парижа, бьёт ключом и вообще чувствуется, что театр здесь ценят и уважают. Хотя за счет того, что большая часть посетителей театров в Лондоне – это все же туристы, у которых на все очень мало времени, сама культура похода в театр здесь куда более демократичная, чем в Москве. Никто не наряжается в вечерние платья, никто не наносит вечерний макияж. Вполне себе нормой считается прийти на мюзикл с ворохом пакетов с накупленными за день сувенирами и перекусить прямо перед спектаклем в зале. Только на «Отверженных» я заметила по-вечернему одетых девушек, но это скорее потому, что они наряжались на свидание с молодыми людьми, а не потому что шли в театр. Надо отметить, однако, что во время самого спектакля, никто не смеет есть, пить или обсуждать что-либо, даже шепотом. А перед спектаклем, если тебе нужно пройти к своему месту, перед тобой тут же все встанут и пропустят, да ещё и извинятся. Если же им нужно пройти мимо тебя, то они тоже извинятся, и ты как-то невольно сама поднимешься и пропустишь их. Так что мне все-таки кажется, что истинная культура похода в театр заключается не в умении нацепить на себя красивые брюлики и всем их продемонстрировать, а в поведении человека, в его уважении к себе и к окружающим. Все-таки мюзикл – это легкий жанр, не требующий особого дресс-кода. Главное, чтобы человек соблюдал элементарные правила приличия, а в какой-нибудь опере, думаю, и брюлики к этому приложатся.